Ремонт повреждений кузова автомобиля

Уход и сбережение кузова автомобиля

Общеизвестно, что кузов, являясь самой дорогой частью современного автомобиля, определяет своим сроком службы и срок эксплуатации всего автомобиля. Ведь заменить в автомобиле можно все детали и компоненты, но замена кузова превращает его в другую машину.

Какие же факторы больше всего влияют на сохранность кузова легкового автомобиля?

Это пробег, срок эксплуатации, условия хранения, сезонность и климат, а также уход за кузовом. Все эти факторы взаимосвязаны.

С сезонностью всё понятно – отказ от езды зимой, поздней осенью и ранней весной продлевает жизнь автомобиля.

Под условиями хранения подразумеваются такие факторы, как температура и влажность окружающей среды, осадки и другие воздействия, под уходом – мойка кузова и моторного отсека, обработка покрытия, уборка салона.

Может показаться, что с уходом и условиями хранения всё ясно: чем больше автомобиль изолирован от осадков, ветра и солнца, и чем чаще его моют – тем лучше для него. Но всё же не стоит спешить с выводами – сравним различные способы хранения автомобиля.

У тёплого гаража есть немало преимуществ. Он позволяет в любое время года садиться в сухую машину, мотор легко заводится, очень комфортные условия для ремонта и ухода за автомобилем и т.д.

Но у тёплого гаража есть и недостатки. Основной недостаток тёплого гаража представляет собой продолжение его главного достоинства. Чем выше круглогодичная температура в гараже, тем хуже для автомобиля. С ростом температуры старение защитных покрытий процессы коррозии металла идут интенсивнее (в том случае, если они повреждены). Сухой снаружи автомобиль очень часто вовсе не является сухим внутри. В большинстве случаев вентиляции в тёплых гаражах недостаточно для того, чтобы все труднодоступные полости кузова просохли за короткое время. Если вы приехали в гараж, попав перед этим под дождь или после мойки, то можно уверенно сказать, что внутренние полости кузова останутся влажными много дней, а то и недель.

Особенно сильно страдает автомобиль, поставленный на хранение в тёплом гараже зимой после поездки. Резкий перепад температур приводит к тому, что как на наружных, так и внутренних поверхностях кузова образуется роса – конденсат, выпадающий из тёплого воздуха гаража. Количество влаги, сконденсировавшейся на поверхностях кузова, напрямую зависит от разности температур и может быть весьма большим. Бывают случаи, когда спустя несколько минут после заезда в гараж по периметру кузова на полу можно наблюдать сырые пятна, образованные скапывающей с кузова влагой. Снаружи высыхание машины происходит в течение несколько часов. А вот те литры воды, которые не вытекли на пол из пустотелых элементов кузова, могут остаться там до следующей поездки. Кроме того, чем меньшую площадь, по мере высыхания, занимает сырой участок внутри кузова, тем быстрее на этом участке идут коррозионные процессы. Смягчить отрицательные последствия хранения автомобиля в тёплом гараже может только тщательно продуманная и очень трудоёмкая антикоррозионная обработка, которая по разным причинам недоступна большинству автолюбителей.

Исходя из вышесказанного, без крайней необходимости выезжать зимой из тёплого гаража не рекомендуется.

Получается, что холодный гараж для автомобиля  даже несколько предпочтительнее. Но в нём процессы, о которых шла речь, могут протекать достаточно заметно в период межсезонья, так как когда автомобиль въезжает в гараж, то его разогретый мотор и кузов отдают тепло в сравнительно небольшой объём воздуха, находящийся в гараже, и гараж на какое-то время становится тёплым. До тех пор, пока автомобиль не промёрзнет в нём, в его влажных местах будет идти процесс коррозии. Вот почему автомобиль порой «сгнивает» лет за пять и в холодном гараже.

Самым же предпочтительным местом хранения автомобиля является проветриваемый навес. Кроме того, что навес защищает от осадков, на стоянке такого типа мокрый автомобиль высыхает сравнительно быстро, а в холодное время года его нагретые части быстро остывают до отрицательной температуры, при которой коррозия замедляется.

Довольно удручающе, особенно зимой, выглядит открытая стоянка: холодно, ветрено, занесённые снегом автомобили. Но, вопреки распространённому мнению, такая стоянка является далеко не самым плохим местом для долговременного хранения автомобиля. Как и при хранении под навесом, на стоянке автомобиль хорошо проветривается и быстро остывает. Большинство наружных деталей автомобиля и его окраска рассчитаны на долговременное воздействие естественных осадков и солнечной радиации.

Тем не менее, хлопот у владельца машины и в этом случае немало. Главный недостаток – незащищённость от осаждения на кузов автомобиля росы, которая может содержать вредные вещества из атмосферы, и намерзание на горизонтальных панелях и стёклах льда и снега. После затяжных или сильных дождей внутри машины может появиться вода. Поэтому при хранении автомобиля на открытой стоянке необходимо постоянно контролировать состояние пола под ковриками в салоне и другие места, находить и устранять микротечи, количество которых становится больше с возрастом автомобиля.

Нередко можно видеть на открытых автостоянках автомобили, закрытые чехлами. Казалось бы, это хороший способ защиты. Но, как ни странно, этот метод имеет больше недостатков, чем достоинств. Достоинством чехла является то, что он защищает кузов от атмосферных осадков, намерзания льда и снега. Однако через некоторое время чехол сам может оказаться причиной появления несмываемых цветных пятен на наружном покрытии автомобиля. Это происходит потому, что после длительного использования и многократного увлажнения чехол пропитывается химическими веществами, которые осаждаются из атмосферы. Концентрация этих веществ во влаге, которая пропитывает ткань чехла при намокании, будет меняться и по мере испарения воды часто достигает такой величины, при которой этому «злому» раствору автомобильная эмаль противостоять не в состоянии. В этом случае всё зависит он того, как долго чехол в таком состоянии пребывает на автомобиле. Если достаточно долго, то на самых видных местах кузова отпечатывается фактура чехла, после чего удалить этот рисунок можно только перекраской.

В ветреную погоду чехол может слегка двигаться, истирая краску и приводя к появлению вздутий лакокрасочного покрытия, которые особенно легко образуются летом. Вот типичная ситуация. В жаркий летний день прошла гроза, из-за чего чехол и частично автомобиль под ним намокли. После грозы снова появилось солнце. Чехол разогревается, температура под мокрым чехлом поднимается на несколько десятков градусов, особенно, если чехол тёмный. Влажность под чехлом достигает 100%. В таких условиях влага проникает к металлу через любые мельчайшие повреждения покрытия, которых всегда предостаточно на лицевых поверхностях кузова. Таким образом, между слоями краски и металлом образуется локальный очаг коррозии. Продукты коррозионного процесса занимают больший объём, чем компоненты, из которых они образуются, из-за чего покрытие кузова поднимается в виде пузырей.

Особо следует остановиться на процессах, которые связаны с выпадением из атмосферы различных химических веществ, в той или иной мере влияющих на долговечность покрытия кузова.

Чаще всего может дать о себе знать т.н. «рыжая сыпь». Обнаружив, что на лакокрасочном покрытии кузова появились мелкие ржаво-рыжие точки и потеки, многие автолюбители считают, что это начала пробиваться сквозь краску «локальная коррозия» кузова, имеющая связь с плохим качеством самого покрытия. Это в корне неверное предположение. Если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что «сыпь» имеется только на горизонтальных поверхностях.

А настоящей причиной, приводящей к появлению «рыжей сыпи» является выпадение из атмосферы металлических частиц. Оседая в безветренную погоду на поверхность кузова (сильный дождь их смывает), эти частицы начинают корродировать и плотно приклеиваются к поверхности кузова при выпадении росы или мелком дожде. Чтобы избавиться от «сыпи», обычно достаточно нескольких хороших моек автомобиля. Если это не помогло, «сыпь» можно смыть 5% раствором щавелевой кислоты.

Нередко можно наблюдать коррозию наружных швов автомобиля. Вызывается это следующими факторами. Через некоторое время эксплуатации автомобиля мастика, которая уплотняет наружную сторону стыков кузовных деталей, начинает растрескиваться и в этих местах выступают продукты коррозии. Это чаще всего замечают у белых автомобилей, так как на них вытекающая ржавая влага заметна больше. Причиной этого является езда зимой по неочищенным ото льда, неровным дорогам. При этом происходит взаимное перемещение деталей кузова (он как бы «дышит») и холодная мастика растрескивается. В образовавшиеся трещины попадает солевой раствор с дороги, что и вызывает коррозию. Для борьбы с этим нужно промазать швы разогретым консервантом (типа «Мовиль») и затем протереть поверхность ветошью.

Очень большое значение для сохранности автомобиля имеет порядок и периодичность ухода. Следует обратить особое внимание на слово «порядок», так как оно является здесь главным.

Вот один пример. У автолюбителей существует расхожее мнение, что автомобиль нужно мыть перед постановкой его в гараж. Но вот беда, при мытье вода проникает между уплотнениями и стеклами, в полости дверей и другие сочленения кузова. Кроме того, при мытье, которое сопровождается обильными потоками воды, практически в любой, особенно подержанной, машине возникают течи и микротечи, вызванные потерей упругости уплотнителей. Этих течей не бывает при движении и в самый сильный дождь. Даже при самом сильном загрязнении автомобиля пустотелые полости кузова, обязательно снабженные дренажными отверстиями, продуваются напором воздуха во время движения. На стоянке, под навесом или в гараже такой автомобиль высыхает гораздо быстрее, чем после мытья, так как основная масса воды удаляется с него в процессе движения. Если автомобиль стоит в гараже, то для ускорения сушки желательно оставлять его с опущенными стеклами. Из всего вышесказанного становится понятно, что мыть машину следует перед поездкой, и чем более продолжительной будет эта поездка – тем лучше.

Но и тут не все так просто. Если машина используется круглый год, хранится в тепле и не успевает к очередной поездке полностью просохнуть или промерзнуть до отрицательной температуры, то ее лучше мыть перед постановкой в гараж, чтобы избавиться от грязи, которая задерживает просыхание отдельных деталей и полостей, а зимой – от соли, налипшей со снегом.

Еще один важный момент. Продолжительная эксплуатация автомобиля, особенно на пыльных и песчаных дорогах, вызывает забитие пылью пустотелых элементов кузова. Находясь внутри порогов, дверей и других коробчатых элементов, эта пыль хорошо впитывает влагу и долго ее сохраняет, что создает идеальные условия для скорого появления сквозной коррозии. Момент, когда необходимо предпринять шаги для удаления пыли, может без труда определить любой автовладелец. Что касается способа, которым лучше это сделать, то, по всей видимости, самым доступным является промывание полостей водяной струей из шланга, вводимого внутрь полостей через технологические отверстия, которые обычно закрыты заглушками. Перед этим нужно предварительно очистить дренажные отверстия, предусмотренные конструкцией. После промывания полости желательно просушить сжатым и теплым воздухом, например, используя пылесос. В крайнем случае, можно проехать на машине по возможности большое расстояние. Операции такого рода желательно совмещать с процедурами по повторной обработке кузова консервационными материалами.

Если автомобиль не эксплуатируется долгое время и хранится на открытой стоянке или в неотапливаемом гараже, то будет целесообразным покрыть весь кузов специальным автоконсервантом, после чего отпадает необходимость надевать на автомобиль чехол. Консервант защищает обработанную поверхность от воздействия солнечного света и от атмосферных воздействий. Консервант обычно наносят распылителем (пригоден распылитель бытового пылесоса), но при отсутствии распылителя его можно нанести кистью. Это не так удобно и пленка консерванта в результате будет неравномерной по толщине, но это никак не скажется на ее защитных свойствах.

Хромированные детали автомобиля зимой можно покрыть составом «Хромофикс».

Вот еще несколько советов по уходу и техническому обслуживанию автомобиля, выполнение которых существенно повышает сохранность покрытий, и, соответственно, их защитно-декоративные свойства.

Не мойте машину на морозе.

Не выезжайте из теплого помещения на холод с мокрым кузовом.

Не создавайте резких перепадов температуры на защитно-декоративных покрытиях, то есть не мойте нагретый кузов холодной водой, а холодны – горячей.

Не мойте машину рядом с источниками пыли или дыма.

Не стоит мыть автомобиль на ветру или на солнце. Капли воды действую как линзы, через которые солнце разрушает покрытие. Ветер же быстро сушит кузов, из-за чего моющее средство может оказаться несмытым, что тоже будет разрушать эмаль.

Не применяйте для мытья автомобиля морскую воду, стиральный порошок, соду, бензин, керосин и минеральные масла.

Избегайте слишком частой машинной мойки автомобиля. Такого рода мойка (особенно без шампуня) является слишком грубой для лакокрасочного покрытия. Это в особенности касается нового кузова, ведь его покрытие еще достаточно нежное ввиду того, что процесс роста твердости и стойкости эмалевой краски после горячей сушки продолжается еще в течение двух-трех месяцев, в зависимости от температуры воздуха. Вот почему новое покрытие требует бережного обращения.

Машину, покрытую дорожной грязью, следует мыть мягкой щеткой или губкой (но не тряпкой), предварительно смочив весь кузов и обильно поливая водой отмываемое место. Смывать грязь нужно сверху вниз с помощью легких горизонтальных движений.

Если вы собираетесь полировать кузов после мытья или же на нем остались жировые и другие пятна, несмываемые водой, то в таком случае, кузов, освобожденный от грязи, нужно мыть с автошампунем. Разведя шампунь водой, раствор наносят на поверхность кузова губкой или щеткой. После мойки его тщательно удаляют чистой водой. Вымытый кузов вытирают мягкой тканью (фланелью). Это особенно важно перед полировкой.

Не применяйте моющие средства, которые не предназначены для автомобиля. Используйте только специальные автошампуни, такие как АШ-74, «Автошампунь концентрированный», «Автошампунь с антикоррозионным эффектом», «Лак-Клин» и т.п.

Если на вымытом кузове остались пятна, не смываемые водой и шампунями, их нужно удалить с помощью очистителя. Жировые и битумные пятна удаляются автоочистителем битумных пятен или бензином, следы от насекомых и другие загрязнения – «Автоочистителем следов насекомых».

А вообще, не следует мыть машину слишком часто. Если кузов покрыт восковой пленкой, налет пыли лучше просто смахнуть щеткой – вреда кузову от этого не будет. Смело можно стирать грязь с хромированных деталей – ведь хромовое покрытие имеет очень высокую твердость.

Если имеется неотложная необходимость помыть машину зимой в морозную погоду, следует использовать «Быстромоющее средство с силиконом». Оно позволяет производить очистку кузова без воды, одновременно образуя на поверхности кузова защитную пленку. Не стоит использовать это средство в теплое время года, так как кузов после него быстрее пылится.

Полировку кузова можно делать только тогда, когда он очищен от грязи и свежевымыт. Не следует полировать кузов, нагретый на солнце, в туманную, дождливую, снежную погоду, в мороз.

Вообще, перед применением любого автокосметического средства необходимо тщательно обмыть поверхность кузова. Если этого не сделать, грязь останется в порах краски, придав внешнему виду покрытия неряшливый, с сероватыми разводами, вид.

Обычно через 2-3 года эксплуатации автомобиля эмаль несколько тускнеет и обветривается. Освежить ее можно автополиролем для обветренных покрытий. В состав такого полироля входят мягкие мелкодисперсные абразивы, под действием которых с поверхности эмали удаляются микронеровности и тончайший потускневший слой. При этом восстанавливается цвет и блеск эмали, так как происходит образование такой же защитной пленки, как и при обработке автополиролями для новых покрытий. Не следует обрабатывать кузов автополиролями для обветренных покрытий чаще одного-двух раз в год. В остальное время нужно применять полироли для новых покрытий.

Работая с полиролями, имейте в виду, что на поверхности эмали не должно оставаться нерасполированного полироля.

В ходе эксплуатации и технического обслуживания автомобиля следует избегать даже слабых ударов твердыми предметами по эмали. Так, избегайте быстрой езды даже по мелкому гравию, так как от его ударов по краске кузова обязательно появятся повреждения, которые, будучи незаметными, послужат очагами коррозии, которые позже проявят себя сразу вспыхнувшей ржавчиной.

Не ставьте машину под незнакомые деревья, особенно цветущие. Падающие с них листья, почки, капли смолы и просто обломившиеся крупные ветки могут легко испортить окрашенную поверхность. Так, от липового цвета остаются невыводимые зеленые следы, которые особенно заметны на светлых эмалях. Под тополем ваша машина может покрыться несмываемыми желто-зелеными пятнами. Вообще следует избегать стоянки под деревьями, так как птичий помет, мало того, что не служит украшением автомобиля, но и разрушает краску, будучи химически активным.

Соблюдайте аккуратность при обслуживании и заправке автомобиля, не оставляйте нестертыми случайные капли эксплуатационных жидкостей, не кладите на окрашенные поверхности автомобиля инструмент и детали, не облокачивайтесь на машину в одежде, имеющей металлические пуговицы, пряжки и «молнии».

Ни в коем случае нельзя тереть ни влажной, ни сухой тряпкой не только грязный, но и даже просто запыленный кузов. Ведь даже мельчайшая пыль является абразивом, способным при трении разрушить блестящую поверхность и верхний слой эмали.

Необходимо периодически подвергать внимательному осмотру всю окрашенную поверхность кузова для того, чтобы выявить повреждения эмали, которые появились от ударов камней, а также различных царапин,  трещин, вздутий и т.п. Такие повреждения очень часто вначале бывают незначительными и малозаметными, но именно в таком состоянии их легче всего «залечить» с наибольшим эффектом. Если оставить такие повреждения без внимания, то через год обнаженный металл будет поражен коррозией уже в сотни раз большего объема.

При осмотре важно также обращать внимание на точечные пятнышки ржавчины, появляющиеся на поверхности эмали. Они свидетельствуют о появлении в этих местах повреждений эмали, доходящих до металла, даже если они еще скрыты неотколовшейся эмалью. Нет необходимости сразу же и всерьез делать ремонт таких мест, но их следует запомнить и сразу же «запломбировать» обнажившийся металл, что позволит поддержать эти места до проведения серьезных работ по подкраске кузова. Пломбировка состоит в следующем. Обнажившуюся металлическую поверхность просушивают, а затем покрывают автоконсервантом, консервантом «Мовиль» или смазкой ВТВ-1 в аэрозольной упаковке, а если их нет в наличии – то хотя бы любой консистентной смазкой.