Ремонт повреждений кузова автомобиля

Приемы рихтовки кузова автомобиля

Перед тем, как браться за настоящую работу, рекомендуется потренироваться на какой-либо старой кузовной детали. В ходе такой тренировки попробуйте следующее:

  • Прежде всего, попробуйте исправить мятые места на сгибах и придайте им первоначальные формы (по возможности). Выстукивать металл надо изнутри, а поддержку прижимать с наружной стороны.
  • Далее надо попробовать «собрать» металл в том месте, где он вытянут в пузырь. Для этого нужно работать остроклювым молотком, делая мелкие и частые «наклёвы» изнутри. Надо таким образом создавать бугорки на лицевой поверхности, двигаясь при этом по сужающейся спирали.
  • После этих процедур попробуйте загладить исправленную поверхность с помощью рихтовочного напильника, что будет подготовкой к чистовой обработке (покрытию припоем или лаком) и окраске.

Рассмотрим несколько примеров, часто встречающихся на практике. Вот типичная ситуация. Вы движетесь в плотном потоке и не успеваете среагировать на стоп-сигналы едущей впереди машины. Это приводит к касанию между вашей машиной и той, что остановилась впереди. Как такового удара вроде бы и не было, но, тем не менее, на крыле вашей машины появился пузырь.

Такое повреждение можно исправить самому. Для этого понадобятся следующие вещи.

Прежде всего, домкрат. Лучше всего - гидравлический, но можно применить реечный (имеющийся в комплекте «москвичей» и ижевских автомобилей) или винтовой (из комплекта инструментов для «жигулей»). К домкрату нужны удлинители различного вида: для гидравлического нужны отрезки толстостенной круглой трубы, а к реечному - отрезки квадратной трубы, которые хорошо надеваются на зубчатую рейку. В случае отсутствия квадратной трубы, её можно изготовить из двух уголков, сварив их в квадрат. Длина самого большого удлинителя должна быть 400-450 мм. Ещё вам понадобятся рихтовочный молоток и массивная поддержка, а также несколько крепких деревянных брусков. После приготовления всего вышеперечисленного можно приступать к работе.

Снимите переднее колесо с той стороны помятого крыла. Под гнездо домкрата нужно установить надёжную опору - подставку. Далее один деревянный брусок подходящего размера нужно поместить на ребро жёсткости под крылом в зоне углубления для фар. Другой брусок нужно расположить на переднем щите кузова, то есть в задней части помятого крыла.

Наденьте удлиняющую трубку на домкрат. Далее нужно вставить домкрат с удлиняющей трубкой между деревянными брусками. Работая им как при подъёме машины, начинайте распирать крыло изнутри, что будет растягивать складку. Вы увидите, как «пузырь» будет уменьшаться прямо на глазах. Его можно устранить полностью, останется разве что небольшая вмятина на нижней отбортовке крыла. Именно в этот момент наступает время для чистовой рихтовки.Рихтовка крыла

Подрихтуйте эту вмятину, не ослабляя домкрат. Это делается, легко постукивая молотком внутри крыла, прикладывая при этом поддержку с лицевой стороны.

Вполне возможно, что небольшое вздутие может остаться и под декоративной рельефной линией крыла. Для его устранения нужно обернуть тряпкой деревянную рейку, приложить её строго под линией крыла, после чего убрать вздутие, ударяя по рейке молотком.

На рельефной линии нужно остановиться особо, так как какую бы деталь кузова вы ни правили, эта линия почти наверняка будет присутствовать при этом. Всё дело в том, что рельефная линия несёт не только декоративную функцию, но и функцию ребра жёсткости. Если это ребро попадает в зону рихтовки, начинать работу нужно именно с него. Необходимо сначала править, выколачивать ребро жёсткости, доводя линию до её нормального состояния. Лишь выпрямив линию, можно распространять рихтовку на другие участки кузова. Это одно из главных правил, «секрет», обеспечивающий качество работы.

Ни в коем случае не ослабляйте домкрат, закончив рихтовку, так как вполне возможно, что крыло в этом случае снова несколько деформируется из-за остаточной упругости. Чтобы избежать этого, по окончанию работы необходимо ещё немного подтянуть домкрат, как бы «пересиливая» эту упругость, возникшую из-за деформации. Только после этого домкрат можно снимать.

Часто на крыле образуется то, что профессионалы называют «хлопунец», причём без всякой видимой причины. При «хлопунце» невооружённым глазом видно, что крыло имеет лёгкое вздутие наружу. Если надавить на это пузырь, то он исчезает, издав при этом щелчок (поэтому он и называется «хлопунец»). Казалось бы, проблема устранена. Но при любом толчке машины крыло снова вздувается в «хлопунец». Так может продолжаться до бесконечности. Что же делать?

Причиной «хлопунца» служит растяжение крыла. При этом образовывается как бы «лишний» металл, которому некуда деваться, кроме как образуя пузырь. Понимая это, лечение становится простым - нужно убрать лишний металл, «натянув» крыло. И в этом случае нас снова может выручить декоративная линия. Нужно упереть в неё рейку, обёрнутую тряпкой. Подбивайте молотком снизу таким образом, чтобы крыло подтянулось под линию. Иногда бывает достаточно двух-трёх ударов, чтобы крыло стало жёстким и тугим, а «хлопунец» исчез. Это второй «секрет» автомобильного рихтовщика.

Случай деформации крыла, который мы рассмотрели, имеет ту особенность, рихтовочных работ, как таковых, здесь почти не было: крыло мы вытянули домкратом и только лишь слегка подправили металл на рёбрах.

Однако бывают случаи, что удар по крылу автомобиля приходится не вдоль автомобиля, в торец, а сбоку - в таком случае на крыле образуется вмятина. Убрать такую вмятину только лишь вытягиванием не удастся. И тогда надо делать рихтовку.

Общий смысл рихтовки заключается в том, чтобы «лишний» металл, который образуется от вытяжки, вылезая в один большой пузырь, постараться как можно более равномерно «разогнать» в большое число крошечных бугорков. Чем больше будет таких бугорков и чем будут меньше их размеры, тем выше будет конечное качество вашей работы.

Прежде чем приступить к рихтовке, нужно знать ещё один важный «секрет» рихтовочных работ, заключающийся в том, что работу начинают с внешних краёв вмятины и, переходя по сужающейся спирали, постепенно продвигаться к центру.

Чтобы это осуществить, необходимо, прежде всего, правильно определить границы вмятины. Определив границы, начинайте выколачивать крыло изнутри, воспользовавшись остроклювым молотком и подходящей поддержкой.

Когда рихтовочный напильник будет снимать верхушки бугорков сразу на всей площади вмятины, то есть когда она уже разогнана, а металл натянут, можно выровнять этим же напильником поверхность. Не стоит опасаться, что напильник наделает дырок в металле, ведь толщина листа металла на крыле составляет не менее 0,5-0,6 мм.

Ещё одним характерным повреждением кузова является деформация двери. Такая деформация может произойти Рихтовка дверисовсем неожиданно, например, когда резкий порыв ветра подхватывает приоткрытую дверь и обрывает ограничитель. Или же невнимательный водитель подаёт машину в гараж задним ходом, забыв при этом плотно прикрыть дверь, в результате чего она открылась и задела створку ворот. В первом случае происходит излом дверей недалеко от передней кромки, а во втором идёт ещё и смятие по торцу. Это вполне реальные случаи, от которых не застрахован никто. И тут вполне возможен ремонт своими силами.

Прежде всего, разберите дверь. Производить рихтовочные работы двери лучше всего на верстаке. Положив её внутренней стороной вниз, отогните отвёрткой через отверстия для петель детали, в которых закреплены губчатые уплотнители.

Вставив крючок в отверстие для верхней петли, подберите подходящий деревянный брусок, который будет использоваться как опора для крючка. Налегая на брусок спинкой крючка, постепенно поднимайте клювиком деформированный участок декоративной линии так, чтобы выровнять его до одной линии. Начинайте эту работу с того участка, который меньше всего испорчен, то есть с дальнего. И самое главное - не спешите! Небольшими, очень лёгкими движениями крючка постепенно и терпеливо выправляйте металл, контролируя поверхность на «отблеск».

Подобрав подходящую деревянную рейку, приложите её к декоративной линии. Легко постукивая по рейке молотком, постепенно опускайте её до низа двери. При этом необходимо стремится, чтобы передняя кромка выровнялась в одну плоскость с общей поверхностью.

Скорее всего, после этого останется заметная эллипсоидная вмятина, тянущаяся от декоративной линии к низу двери. Следует обозначить границы вмятины с помощью рихтовочного напильника (мы уже рассказывали, как это делается), после чего выдавливать крючком это повреждение через любое из отверстий для петель, двигаясь по спирали от края вмятины к её центру. Затем нужно проделать это же через другое отверстие.

После этого надо ещё раз провести напильником по лицевой стороне двери, проверив свою работу. Если вы обнаружите, что какие-то участки поднялись выше общей поверхности, нужно легко постучать по ним острым концом молотка. Если где-то ещё осталась вмятина, нужно продолжить рихтовку.

В последнюю очередь поднимают крючком участок, который находится выше декоративной линии. В конце работы нужно слегка пройтись рихтовочным напильником по лицевой поверхности, чтобы удалить выступающие бугорки.

Если дверь смята по торцу, скорее всего, невозможно будет обойтись одними крючками. В этом случае будет необходима рихтовка с вытягиванием металла, выколачивание его с использованием поддержек соответствующего профиля. Это уже очень индивидуальная работа, для которой недостаточно общих рассуждений, а нужно искать свои приёмы в каждом конкретном случае.

Проводя рихтовочные работы, необходимо помнить о технике безопасности, особенно при использовании разного рода подъёмных устройств. Нельзя оставлять поднятый автомобиль на домкрате, нужно обязательно использовать прочные, надёжные подставки. При установке домкрата для вытяжки кузовных деталей нужно убедиться, что не произойдёт его соскальзывания с опор.

Пользуйтесь только исправным инструментом. Следует обратить внимание на то, чтобы молотки были надёжно насажены на рукоятки. На рукоятках не должно быть заусениц, сколов и трещин. Старайтесь работать в рукавицах или нитяных перчатках.