Ремонт повреждений кузова автомобиля

Лужение и выправление дефектов кузова автомобиля с помощью припоя

Для того чтобы припой имел прочное сцепление с металлической поверхностью, её необходимо предварительно залудить. Лужение  - это процесс нанесения полуды, представляющей собой тонкий слой расплавленного припоя (припой – это сплав свинца и олова). Правильно нанесённая полуда прочно соединяется со сталью. Она является отличным средством, предохраняющим металлические детали автомобиля от коррозии. В те времена (в начале XX века), когда каждый автомобиль изготавливался индивидуально, его днище, а часто и весь кузов, лудили. Немало автомобилей той эпохи живы до сих пор.

Исходные материалы для лужения – волосяная кисть, припой, соляная и серная кислоты, раствор хлорида цинка. Если у вас нет раствора хлорида цинка, его можно приготовить самостоятельно. Для этого надо растворить цинк в соляной кислоте. Растворять цинк надо до полного насыщения раствора, то есть пока не перестанут выделяться пузырьки водорода. При этом надо быть осторожным, так как выделяемый водород – горючий газ!

Перед тем, как приступить к лужению, необходимо тщательно очистить поверхность от загрязнений и жира. Это можно делать двумя методами. Первый – механический, когда поверхность металла чистят шкуркой или металлической щёткой до блеска. Второй – химический. В этом случае металл нужно протравить сравнительно слабым (20-30%) раствором серной кислоты в течение получаса. Химический способ является более надёжным и поэтому ему стоит отдать предпочтение. Протравленную деталь необходимо тщательно промыть в холодной воде, чтобы убрать остатки кислоты.

Далее обработанную поверхность смазывают раствором хлорида цинка (называемого иначе травленной соляной кислотой) с помощью волосяной киски. Затем на поверхность насыпают порошкообразный припой (приготовление порошкообразного припоя описывается в разделе ). Далее поверхность нагревают с помощью паяльной лампы до появления светло-соломенного цвета. Это первый из цветов побежалости. Нагревание до этого цвета гарантирует плавление припоя и его скрепление со сталью. При этом нужно волосяной кистью пройтись по обрабатываемой поверхности, после чего она станет ровной и блестящей.

После остывания детали рекомендуется протереть её тряпкой с мокрым песком, затем промыть водой и высушить.

После лужения можно приступать к выравниванию поверхности. Сначала нужно разогреть припой в не очень глубокой металлической ёмкости до состояния густой каши. Смочите деревянную лопатку моторным маслом и зачерпните ею немного припоя. Положите его на заранее облуженную поверхность, прогрев её предварительно паяльной лампой. Здесь важно угадать температуру нагрева. Если поверхность будет нагрета слишком сильно, припой будет стекать с неё, а если нагрев будет слабым – не будет прилипать. Важно всё время поддерживать температуру на грани плавления припоя. Добиться этого можно, если периодически касаться поверхности обрабатываемого металла пламенем паяльной лампы.

Если вы добились того, что припой не потёк, а прилип, сразу же надо начать его разглаживание с помощью лопатки, продолжая подогрев. По мере необходимости надо добавлять новые порции припоя, так, чтобы вмятина стала полностью заполненной. Если припой начинает прилипать к лопатке, нужно провести ею по смоченной моторным маслом тряпке.

При заполнении вмятины учтите, что образовавшиеся бугорки, излишки припоя снять потом будет очень легко. А вот оставшиеся углубления всё равно потом придётся чем-то заполнять. Поэтому надо стараться, чтобы «нашлёпка» из припоя была чуть выше, чем расположенные рядом нерихтованные и неповреждённые поверхности.

Следует отдельно предупредить о следующем. При лужении вам придётся иметь дело с кислотами, расплавленным припоем и открытым пламенем. Поэтому нужно соблюдать предельную осторожность при работе.