Ремонт повреждений кузова автомобиля

Инструменты для рихтовки

Инструменты для рихтовки разделяются на следующие три главные группы: молотки, поддержки и крючки. Несколько особняком стоят шлифовальные принадлежности и рихтовочные напильники.Рихтовочные молотки

Медницкие молотки имеют существенные отличия от слесарных. Их бойки делаются закругленными тщательно заполированными. Один из бойков часто выполнен в виде «клюва».

Комплект молотков несложно сделать своими руками. Тяжёлые молотки редко используются для рихтовки, чаще всего в ход идут молотки весом от 150 до 200 г. Широкое использование получили молотки, выполненные из цветных металлов и их сплавов (латунные, медные алюминиевые), а также из пластмасс и текстолита. Такие молотки меньше деформируют поверхность. Чтобы избежать повреждения краски, применяются резиновые молотки.Поддержки

Большую помощь при рихтовке могут оказать различные поддержки. Поддержка представляет собой массивный металлический брусок, максимально подходящий по своей конфигурации к тому участку, который нужно исправить. Лучше всего, когда для различных участков имеются свои поддержки - разных радиусов кривизны, разной толщины, массы и размеров.

Обычно молоток и поддержка являются неразлучной парой, находящейся по разные стороны исправляемого места. Чем лучше по кривизне подобрана поддержка, тем легче и быстрее получить хороший результат рихтовки. В крайнем случае можно использовать в качестве поддержки те вещи, которые имеются в хозяйстве, например, топор, большой молоток или кувалду, металлическую плиту от старого утюга, кусок рельса, наковальню и т.п. При этом поверхности таких импровизированных поддержек нужно хорошо зачистить и заполировать, ведь от их состояния во многом зависит, насколько заметными будут неровности на поверхности кузова после рихтовки.

Крючки обычно используются в тех случаях, когда под внешней частью детали имеется скрытая деталь, котораяКрючок усиливает конструкцию  - полка жёсткости, короб, приваренная подштамповка. Крючок вставляют между внешней поверхностью и скрытой деталью и опирают его «спинкой» на внутреннюю силовую часть. После этого инструмент поворачивают за ручку, постепенно и осторожно выжимая «клювиком» вмятину участок за участком. Правило для выбора крючка простое - чем меньше вмятина и тоньше металл, тем тоньше должен быть применяемый крючок. Крючок делается из достаточно упругого металлического прутка диаметром от 8 до 12 мм. Длину тела крючка делают от 300 до 500 мм, петлю ручки надо делать такой, чтобы при необходимости в неё можно было бы просунуть что-то, выполняющее роль рычага (хотя бы ручку молотка). Для большей жёсткости «клювика» его обычно заостряют и подвергают ковке. Заострённый «клювик» способен создавать высокое удельное давление в точке контакта.Рихтовочный напильник

Рихтовочный напильник очень похож на обычный, но он имеет крупную дугообразную насечку. Сам рихтовочный напильник длинный, тонкий и широкий. Его чаще всего закрепляют в станке. Используют его двояко. Прежде всего, с его помощью можно определить границы деформированного участка, для чего достаточно провести им крест-накрест поперёк вмятины. И ещё рихтовочный напильник используют для выравнивания поверхности после выколачивания рихтовочными молотками, выдавливания крючками, после обработки припоем или шпатлёвкой.Рихтовочные устройства

В качестве шлифовального устройства нередко использую электродрель (а). Для этого в патрон электродрели зажимают металлический стержень с резьбой, на который крепиться диск из твёрдой резины, имеющий толщину 8-15 мм. К резине прижимается круг из наждачной шкурки. Такую конструкцию можно легко сделать самому. Резиновый и наждачные круги крепятся на стержне с помощью двух гаек с шайбами. Также можно использовать башмачные шлифовальные машины (б), которые особенно хороши для выравнивания больших плоских поверхностей. В том случае, когда дрели или шлифовочной машинки под рукой нет, придётся делать шлифование вручную - с помощью листовой шкурки. Для удобства работы её натягивают на деревянный брусок или же кусок твёрдой резины.