Ремонт повреждений кузова автомобиля

Технология работ по антикоррозионной защите

Ряд мест и поверхностей на кузове автомобиля, нуждающихся в защите, нельзя объединить ни по конструктивному признаку, ни по расположению, ни по совокупности тех факторов, которые воздействую на них при эксплуатации.

Мы имеем в виду негерметизированные швы точечной сварки, места соединения деталей кузова болтами (кроме скрытых полостей, колёсных ниш и днища), крепление молдингов, кронштейнов, накладок, фальцевые соединения, поверхности пола в салоне и багажнике.

Для этих мест существует общее условие, способствующее возникновению и развитию коррозии, характеризующееся тем, что в них легко попадает главный стимулятор коррозии – влага, к тому же очень часто с солью, которую рассыпают зимой на дорогах. Кроме того, вода в этих местах плохо сохнет из-за чего и сохраняется дольше. Грязь и пыль ещё больше задерживают влагу и затрудняют её высыхание, образуя что-то вроде компресса.

По чисто визуальным признакам поверхности бывают двух видов: 1) плоские – это пол салона и багажника; 2) всевозможные щели на кузове.

Пол салона и багажника

Несмотря на то, что пол автомобиля устроен очень удобно для того, чтобы наблюдать за его состоянием и заниматься его уборкой, многие автовладельцы не используют это удобство и допускают накопления там влаги.

Вода очень легко попадает на пол салона: через приоткрытые дверные стёкла во время дождя, заносится с ногами, натекает (часто незаметно) сквозь неплотности в заделке ветрового стекла, а то даже из порогов, которые могут переполниться  при сильном дожде (в том случае, если у них забиты дренажные отверстия). Частенько вода попадает и под коврик багажника. Затем вода проникает через повреждения, имеющиеся в защитном покрытии пола к металлу, где и начинает свою разрушительную работу. Этот процесс усугубляется тем, что термоизоляционные войлочные накладки, имеющиеся под ковриками, пропитываясь водой, начинают играть роль своего рода постоянного компресса, способствующего дальнейшему разрушению защитного покрытия.

Бороться с этой бедой нетрудно. Прежде всего, нужно позаботиться об уплотнении всех мест, через которые вода может попасть на пол и, конечно же, стараться не допускать её затекания под коврики. Помня о большой проникающей способности воды, нужно постоянно следить за тем, в каком состоянии находятся пол и термошумоизоляция, поднимая при любом удобном случае коврики и прощупывая накладки. Имеющуюся влагу нужно вытирать, а влажные накладки – высушивать. Не стоит выбрасывать накладки, как это иногда делают автолюбители. Влага под ковриками опасна и без накладок, а комфортабельность автомобиля без термошумоизоляции существенно ухудшается.

Гораздо лучше проделать небольшой объём работ, существенно повышающий защиту пола от коррозии и одновременно улучшающий термошумоизоляционные качества кузова.

Порядок работ следующий. Снимаются все коврики, настилы и накладки в салоне и багажнике, вынимаются сиденья, кожухи пола, обивочные и остальные детали. Проводится тщательная просушка и обезжиривание. Далее пол покрывают мастикой, используемой для днища и колёсных ниш. Также очень полезным будет её нанесение на поверхности крыльев и задней стенки багажника. Углублённые места пола салона стоит покрыть двумя слоями мастики. Делается это так же, как и при нанесении мастики на днище. После того, как мастика высохнет, поверх неё целесообразно положить 2 или 3 слоя какой либо синтетической эмали (можно использовать не только автомобильную эмаль, но и любую другую, номер которой начинается с цифры 1 или 5, что указывает на её предназначение для наружных поверхностей), просушивая каждый слой. Эмалевая поверхность легче поддаётся уборке и чистке, а вместе с мастикой эмаль представляет более надёжную защиту пола от коррозии в тех случаях, когда нет возможности сразу просушить влагу, попавшую под коврики.

Поверхности, образующие щели

К таким поверхностям относят привалочные элементы кузова, которые собирают на болтах  до окраски, - брызговиков облицовки радиатора, передних крыльев, петель дверей и других деталей. В эту категорию можно отнести и фальцевые соединения внутренних и наружных панелей дверей, крышки багажника, капота, да и практически всех кузовных деталей, а также многие швы точечной сварки.

Бывают случаи, что в таких местах (в тех точках, где крепятся декоративные и другие детали к окрашенным поверхностям кузова с помощью винтов, пистонов, подгибов)  повреждения лакокрасочного покрытия обнаруживаются ещё при сборке. Для того чтобы предотвратить развитие коррозии в этих местах нужно снизить их способность к набору и удержанию влаги, а также повысить защищённость от коррозии. Эти две задачи можно решить одновременно, если тщательно просушить все щели и заполнить (буквально «напитать») «Мовилем». Этот консервант обладает хорошей способностью смачивать поверхности, растекаясь по ним. Если на любую щель нанести каплю «Мовиля», то он будет уходить в неё. Если подпитывать эту каплю до тех пор, пока она уходит в щель, можно добиться заполнения щели до краёв, что предотвратить в дальнейшем проникновение туда воды.

Подпитывают каплю с помощью заострённой палочки, тонкой кисточки или маслёнки с тонким носиком. Можно наносить «Мовиль» непосредственно кисточкой, если позволяют размеры щели. Крутонаклонённые и вертикальные поверхности надо обрабатывать сверху, пустив каплю и подпитывая её в то время как она протекает вниз по щели. Горизонтальные поверхности нужно обрабатывать последовательно в каждой точке.

Примеры основных щелевых поверхностей, которые нуждаются в обработке «Мовилем», показаны на рисунке.
Примеры основных щелевых поверхностей, которые нуждаются в обработке «Мовилем»
Передок кузова: места соединения передних крыльев, стоек фар, брызговиков облицовки радиатора и других деталей (в зависимости от модели автомобиля).

Крыша багажника и капот: все фальцевые соединения и сварные швы, которые связывают детали-усилители между собой, а также с наружными панелями по их периметру, места, в которых присоединяются петли.

Двери: все сварные швы и фальцевые соединения, которые связывают наружные и внутренние панели по периметру. Дверные проёмы: сварные швы, которые соединяют стойки с порогами, вертикальный шов присоединения к кузову передней части заднего крыла, места присоединения петель.

Задок кузова: сварные швы, которые соединяют заднюю панель, задние крылья, полку панели (снизу и сверху), кронштейны крышки лючка пробки бензобака, кронштейны номерного знака.

Моторный отсек: места соединения на болтах брызговиков передних крыльев, передних крыльев, замка, петель; угловые сварные швы, которые соединяют щиты с полкой облицовки радиатора и брызговики передних крыльев с передней стенкой салона (углы моторного отсека), сварные швы присоединения кронштейнов и усилителей всех видов.

Растекание «Мовиля» по окрашенной поверхности не опасно. Его можно легко снять при помощи тряпки, слегка смоченной очистителем битумных пятен или уайт-спиритом, даже после высыхания. На нелицевых местах и там, где он не сможет испачкать одежду «Мовиль» можно оставлять на щелях, не убирая его излишки (в том случае, если к внешнему виду этих участков кузова нет высоких требований). На некоторые труднодоступные для ухода окрашенные места, которые нуждаются в защите, можно специально нанести «Мовиль» с помощью кисточки. Речь идёт о торцевых сторонах дверей (в месте расположения петель) и закрываемых ими поверхностях стоек. Их обработку кистью можно провести, не снимая дверей.

Те поверхности кузова, стоек фар и передних крыльев, которые находятся за облицовкой радиатора и недоступны для ухода, также стоит покрыть «Мовилем» одновременно с проведением обработки щелей, сняв облицовку радиатора. Делая это, естественно, нужно нанести «Мовиль» и на все крепёжные детали, как те, которые были поставлены ранее, так и те, с помощью которых привёртывается облицовка. Будет целесообразным произвести «пломбирование» «Мовилем» всего крепежа и по возможности точек крепления деталей кузова на тот случай, если заводское покрытие в этих местах повредится.

Имейте в виду, что здесь описаны лишь основные места, которые нужно обработать «Мовилем» и мастикой. Более полный перечень точек и мест обработки можно увидеть на примере кузовов автомобилей ВАЗ-2108 – хэтчбека и ВАЗ-2105 – седана в разделе

Помните, что «Мовилем» нельзя покрывать синтетическую мастику и резиновые детали.

Днище и колёсные диски. К этой группе можно отнести все наружные поверхности кузова, которые расположены снизу и доступны для обработки шпателем и кистью: днище, внутренние поверхности брызговиков и крыльев, наружные – усилителей пола и лонжеронов, кронштейны, у «Москвича» и «Волги» - бензобак и др.

Данные поверхности испытывают на себе в процессе эксплуатации воздействие потоков воды и грязи, образуемых колёсами, по них бьют камни, отскакивающие от колёс. Они всё время покрыты слоем грязи разного вида – часто мокрым от воды или солевого раствора, который зимой образуется на дорогах. Зимой этот слой грязи может замерзать и разбухать при этом. Также эксплуатацию автомобиля и его кузова постоянно сопровождают резкие температурные колебания.

Такие жёсткие условия эксплуатации приводят к тому, что при малейшем повреждении защитных покрытий в этих местах вызывает очень быстрое развитие коррозионных поражений. К сожалению, эти поражения часто обнаруживаются слишком поздно для того, чтобы принять предупредительные меры. Больше всего страдают пороги, колёсные ниши и части днища, которые расположены позади ведущих колёс. Эти места труднодоступны для осмотра, поэтому нуждаются в больших усилиях по защите их покрытия и улучшению его сохраняющей способности.

Для этой цели может хорошо послужить дополнительное покрытие из современных химических средств. Их лучше всего нанести сразу после приобретения машины, когда заводское покрытие ещё не успело повредиться и подвергнуться загрязнению. Главное условия успеха в этом случае – хорошая подготовка поверхностей, которая обеспечит прочное прилипание (адгезию) покрытия.

Сначала нужно тщательно вымыть колёсные ниши и днище, сняв предварительно резиновые брызговики за нишами. Мытьё можно проводить любым доступным способом – моющим раствором, струёй горячей воды и т.п., причём будет вполне достаточно жёсткой щётки или кисти с небольшой струёй водопроводной воды. Главное, чтобы пыль и грязь были полностью смыты. Качество мойки легко проверяется рукой, проводя ею по поверхности – пальцы должны оставаться чистыми. Это особенно важно в тех местах, которые скрыты от глаз. В зависимости от принятой технологии для мытья и последующей работы бывает нужным наклонить или поднять машину, сняв колёса. Нелишним будет напомнить, что это необходимо делать, строго соблюдая известные правила техники безопасности, используя при этом надёжное оборудование: эстакаду, опрокидыватель, подставки.

Вымыв кузов, дайте ему просохнуть. Имейте в виду, что во все щели, имеющие между деталями и в неплотности точечных сварных швов, в изобилии имеющихся на кузове, попадает вода. Поэтому, если в тёплый летний день высыхание поверхностей занимает 2-3 часа, то в этих же условиях в швах и щелях вода может оставаться несколько суток. А ведь именно в этих местах металл защищён хуже всего и легко начинает ржаветь. Если нанести мастику на эти швы и щели вместе с водой, то это создаст благоприятные условия, приводящие к образованию в них центров коррозии, которые неминуемо нарушат целостность защитного слоя в будущем. Это, в свою очередь, приведёт к активизации совместного процесса коррозии самого металла и разрушения защитного слоя, его покрывающего. Если же запломбировать сухие швы и щели, то это застрахует их от коррозии.

Таким образом, вся работа по защите будет бесполезной и даже вредной на непросушенном кузове. Для ускорения процесса можно просушить проблемные места тёплым воздухом или беспламенным нагревом (не выше 60-70 градусов). И уж точно не стоит затевать всю эту работу, если у вас нет достаточного времени для того, чтобы тщательно провести все операции, по возможности прекратив пользоваться автомобилем на этот период.

Следующим этапом является проведение осмотра поверхностей для того, чтобы выявить пятна от смазок и масел, отслоения и повреждения заводского покрытия и те места, где начался процесс поражения коррозией.

Жировые пятна нужно смыть уайт-спиритом или бензином. На замасленных поверхностях (как и на грязных) защитные мастики будут держаться плохо.

Участки покрытия, которые отслоились или легко отделяются, необходимо счистить с поверхности с помощью шпателя или ножа до той зоны, где покрытие держится крепко. Поражённый коррозией металл очищают от рыхлой и пластовой ржавчины. Остающиеся следы ржавчины можно легко удалить очистителем ржавчины. Если его нет, можно воспользоваться любым преобразователем ржавчины. Устранив ржавчину, эти места нужно покрыть грунтом типа ФЛ-03К, ГФ-020 и т.п. После высыхания грунта можно считать, что подготовка к нанесению защитного покрытия закончена.