Ремонт повреждений кузова автомобиля

Как предотвратить повреждение защитных покрытий?

Отвердевшая мастика может выдержать удары камней только до определённой силы. Если удар камня очень сильный, защитное покрытие непременно повреждается в точке контакта. Энергия летящих камней имеет прямую зависимость от скорости езды автомобиля. Ввиду этого не стоит ехать на большой скорости по щебёночной, грязной или ремонтируемой дороге, так как затраты на ремонт кузова и защитного покрытия потом обойдутся гораздо дороже нескольких выигранных минут.

На рисунке ниже показана оптимальная толщина защитного слоя для различных участков днища и колёсных ниш.
оптимальная толщина защитного слоя для различных участков днища и колёсных ниш.

После того, как свеженанесённый слой мастики высохнет, а также после осмотра и восстановления повреждённого покрытия полезно нанести на него состав типа «Мовиль» (особенно в подкрыльевых нишах). Это удобно делать плоской кистью (той же, которой наносилась мастика). Хотя «Мовиль» сам по себе не способен защищать эти поверхности в тех условиях эксплуатации, которым они подвержены, но, взаимодействуя с мастикой, он уплотняет её снаружи.

Поверх высохшей мастики на те участки колёсных шин, которые более всего подвержены износу, рекомендуется нанести слой «Пасты автомобильной» - ПА. Эта паста образует резиновый слой, предохраняющий мастику от абразивного износа и смягчающий удары камней, что является особенно важным для таких мест, как нижние задние части колёсных ниш. Некоторые автолюбители даже наклеивают на эти места тонкую резину. Для той же цели служат устанавливаемые в передние колёсные ниши специальные алюминиевые щитки.

Надо упомянуть и о так называемой протекторной защите кузова. Её суть заключается в том, чтобы соединить с кузовом цинковую, магниевую или алюминиевую пластину, в результате чего образуется гальванический элемент, где электролитом служит грязная вода, обладающая определённой электропроводностью, а электродами – сталь кузова и материал пластины. При этом возникает разность потенциалов, приводящая к замедлению коррозии кузова, который служит катодом в этом гальваническом элементе, и разрушению прикреплённой пластины, служащей анодом. Такой способ широко используется на судах. Он не получил широкого распространения на автомобилях из-за непостоянства состава «электролита» и неравномерности слоя. Тем не менее, можно сделать нечто подобное протекторной защите, добавив в защитную мастику цинковую, алюминиевую или магниевую пудру.

В результате сварки кузова автомобиля  между его отдельными деталями образуются «короба» и «карманы», доступ к которым затруднён или же его нет совсем. Это такие места как двери, лонжероны, пороги и поперечины пола, усилители днища, а также другие полости, скрытые от наших глаз. Из-за температурных перепадов на их внутренних поверхностях конденсируется влага. Кроме того, через неплотности соединений и щели сварных швов сюда попадает вода, пыль, грязь и дорожная соль. Из-за плохой вентиляции этих мест влага здесь сохраняется продолжительное время, что способствует созданию благоприятной среды для возникновения и развития коррозии металла.

Скрытые полости, в отличие от доступных для контроля поверхностей, разъедаются коррозией незаметно, что зачастую выявляется слишком поздно. Поэтому очень важно заранее принимать меры по предохранению внутренних поверхностей от коррозии и постоянно содержать их в состоянии повышенной антикоррозионной защищённости.

Защита скрытых полостей автомобиля представляет одну из наиболее важных и сложных задач в комплексе работ, направленных на продление срока службы автомобиля. В настоящее время имеются консервационные составы, которые способны длительное время сберегать от коррозии покрытые ими поверхности. Такие составы наносят распылением.

Необходимо иметь в виду, что для доступа к внутренним поверхностям некоторых скрытых полостей автомобильного кузова придётся сверлить отверстия. Их диаметр выбирается таким, чтобы через них мог пройти удлинитель с распылителем, а после проведения обработки можно было закрыть пробками, например, полиэтиленовыми от бутылок.

Следует обращать особое внимание на подготовку защищаемых поверхностей. Они должны быть сухими и чистыми, ржавчина и пыль допускаются лишь в небольшом количестве. Абсолютно недопустимо наличие мокрых пластов грязи и ржавчины, так как они не дадут проникнуть консерванту к поверхности металла. Если покрыть консервантом сверху ржавчину и грязь, то это будет препятствовать их высыханию, что лишь ускорит развитие коррозии.

Для удаления грязи внутренние поверхности дверей кузова, лонжеронов и порогов пола можно промыть струёй воды, разрыхляя грязь кистью или ёршиком. При этом снизу в порогах надо вынуть пробки из отверстий, чтобы через них могла стекать грязная вода.

При подготовке поверхностей большое значение имеет сушка. Для сушки сварных швов и мест соединения отдельных деталей кузова, которые образуют скрытые полости, требуется гораздо больше времени, чем для их внутренних поверхностей. Поэтому для высыхания этих мест потребуется некоторое дополнительное время. Для ускорения процесса можно использовать калориферы, рефлекторные лампы и т.п., но при этом не стоит нагревать детали кузова до температуры выше 70 градусов.

На этом подготовка скрытых поверхностей заканчивается.

Для того чтобы нанести «Мовиль» в скрытую полость, через отверстия вставляют гибкий удлинитель (шланг) с распыляющей форсункой на конце. Его вводят поочерёдно в каждую сторону скрытой полости, включая распыление только тогда, когда он дойдёт до конца полости. Нужно продвигать форсунку вдоль полости, вытаскивая удлинитель таким образом, чтобы на поверхности образовывалось сплошное покрытие. Скорость перемещения форсунки и давление воздуха следует предварительно отработать. Диаметр факела распыления должен быть 150-200 мм.

Если необходимо, загустевший «Мовиль» можно развести бензином или уайт-спиритом до требуемой вязкости. Его можно наносить на поверхности, которую ранее покрывали отработанным маслом или консервантами, применяемыми на заводах. Консервант, попавший на наружную лакокрасочную поверхность кузова, удаляют ветошью, смоченной «Очистителем битумных пятен» или уайт-спиритом.

Чтобы исключить случайное попадание «Мовиля» на внутреннюю обивку салона, сиденья и другие нежелательные места, и для облегчения доступа к скрытым полостям, стоит заранее произвести демонтаж сидений, а также снять обивку салона и багажника (обивку передней и задней части боковины, обивку брызговиков, обивку стенки багажника с термошумоизоляционной накладкой, боковую обивку багажника, панели обивки средней и задней стоек, панель обивки задка багажника), облицовки порогов и коврики, кожухи пола, обивку дверей, термошумоизоляционные накладки пола, шумоизоляционную накладку капота. Несъёмную обивку, декоративные панели, приборный щиток истёкла салона нужно закрыть полиэтиленовой плёнкой, бумагой или тканью.

Расположение и внутреннее устройство скрытых полостей кузова автомобиля индивидуально для каждой модели, поэтому и методы обработки этих полостей являются индивидуальными. Но для того, чтобы уяснить общие принципы подхода к решению этой проблемы, рассмотрим вариант антикоррозионной защиты для скрытых полостей автомобиля «Москвич-2140».

Пороги пола – это короба, внутри которых расположены две скрытые полости, идущие вдоль кузова. Обработать их можно как через отверстия вдоль порогов изнутри салона автомобиля, так и через отверстия в торцах со стороны задних колёс, для чего нужно вынуть резиновые заглушки.

Передние стойки кузова – это короба сложной формы. Их внутренние поверхности можно обработать через технологические отверстия и окна, находящиеся в листовых усилителях на внутренней стороне стоек (при снятой обшивке) и, частично, используя отверстия дверных выключателей плафона внутреннего освещения (демонтировав предварительно выключатели, а в случае их отсутствия вынув заглушки, закрывающие отверстия).

Средние стойки боковины представляют собой вертикально расположенные короба. Их внутреннюю поверхность обрабатывают так же, как и внутреннюю поверхность передних стоек.

Усилитель надколёсного кожуха и задние стойки кузова образуют скрытые полости, имеющие сложную конфигурацию. Их внутренние поверхности можно частично обработать через боковые проёмы изнутри багажника и через технологические отверстия и окна, имеющиеся в листовых усилителях на внутренних сторонах стоек (при снятой обшивке).

Под передними сиденьями приварена первая поперечина пола. Её внутреннюю поверхность обрабатывают через отверстие, которое имеется в верхней части.

Вторая поперечина пола находится под задним сиденьем. Внутренняя поверхность второй поперечины является полностью закрытой. Чтобы обработать эту полость, необходимо просверлить сверху в поперечине два отверстия, сделав отступ на 100-150 мм вправо и влево от продольной оси автомобиля.

В проёме между салоном и багажником за спинкой заднего сиденья расположена третья поперечина пола. Её внутреннюю поверхность можно обработать через щели, имеющиеся по бокам.

Четвёртая поперечина пола образует скрытую полость, идущую снизу вдоль задней стенки багажника. Её можно обработать, используя отверстия для электропроводки, идущей к фонарю номерного знака. Для получения дополнительного доступа к полости поперечины можно просверлить несколько отверстий в полу вдоль задней стенки багажника.

Поперечина рамы составляет вместе с лонжеронами подмоторную раму. Внутреннюю поверхность поперечины можно обработать через отверстие для пусковой рукоятки, действуя распылителем вправо и влево.

Лонжероны рамы (правый и левый) служат в качестве основы подмоторной рамы, образуя с днищем кузова скрытые полости. Их обрабатывают через открытые задние торцы.

Передние усилители пола располагаются слева и справа под изгибом пола, вверх от передних гнёзд под домкрат. Скрытые полости, образуемые ими, полностью недоступны. Чтобы их обработать, нужно сверлить отверстия в наклонных частях пола между лонжеронами рамы и порогами, отступая на 30-40 мм вверх от линии изгиба пола.

Усилители днища (правый и левый) приварены к днищу под салазками для крепления передних сидений. Их внутренняя поверхность обрабатывается через открытые торцы. В последней модели «Москвича-2140» вместо усилителей днища имеются жёсткостные элементы, расположенные на полу между порогом пола и салазками передних сидений. Внутренние полости этих элементов закрыты. Их можно обработать, рассверлив технологические отверстия, которые расположены на задних стенках.

Лонжероны пола служат его несущей частью, образуя с днищем скрытые полости. Их внутренняя поверхность недоступна. Эти полости обрабатывают через отверстия, которые нужно просверлить со стороны багажника на участках пола, которые образуют с лонжеронами скрытые полости. Эти отверстия располагают на расстоянии 50-100 мм по обе стороны от втулки крепления заднего конца рессоры.

Гнёзда фар и щиты радиатора имеют труднодоступные поверхности. Чтобы добраться до них, необходимо снять облицовку радиатора.

Внутренние и наружные панели дверей образуют полости, которые можно обработать, используя окна на внутренних панелях (сняв обивку). При этом необходимо поднять вверх стёкла, чтобы не выпачкать их автоконсервантом.

Усилители крышки багажника и капота также образуют с их панелями закрытые полости. Эти полости обрабатывают через отверстия в усилителях.

Закончив работы все отверстия – технологические и специально сделанные для обработки полостей – необходимо закрыть пробками. Лишь в каждом пороге оставляют открытым для слива воды и вентиляции заднее технологическое отверстие.

Конечно, все скрытые полости защитить без использования хорошего оборудования невозможно. И всё же те места, которые больше всего подвержены коррозии, можно обработать и упрощённым способом. К примеру, полость дверей можно обмазать «Мовилем» при помощи кисти, им же заливают каждый порог, затем разбрызгивают «Мовиль» по внутренней поверхности, используя ёршик или поролоновый (матерчатый) пыж, который привязан к концу троса или длинной проволоки. При этом проволоку или трос зажимают в патроне электродрели. В общем, годится любой подходящий способ, обеспечивающий главное – нанесение плёнки антикоррозионного состава на защищаемые поверхности.

Антикоррозионная обработка скрытых поверхностей проводится весной, летом или осенью в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 15 градусов. В зависимости от условий эксплуатации автомобиля её повторяют через год-два. В промежутке необходимо следить, чтобы в обработанных местах не накапливалась вода, а дренажные отверстия в порогах нужно регулярно очищать от грязи.